Унификация типовых конструкций основана на унификации конструктивных схем и размеров объемно-планировочных элементов зданий. Основными линейными размерами (параметрами здания) являются шаг, пролет и. высота этажа.
Пролетом в плане здания называют расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, которое соответствует пролету основной несущей конструкции перекрытия или покрытия, например, пролету фермы.
Шагом в плане здания называют расстояние между разбивочными осями, определяющими расположение стен и отдельных опор, например, расстояние между опорами под фермы. Шаг обыкновенно представляет собой меньшее расстояние между разбивочными осями, пролет - большее, перпендикулярное к шагу.
Высота этажа - это расстояние между уровнями (отметками) полов смежных этажей, а в верхних этажах и в одноэтажных зданиях - расстояние от уровня пола до условной отметки чердачного перекрытия, толщину которого принимают равной толщине междуэтажного перекрытия. При отсутствии чердачного перекрытия в зданиях с совмещенными крышами высоту устанавливают равной расстоянию от уровня пола до низа несущих конструкций.
Конфигурация и размеры плана, высота и профиль промышленных зданий определяются технологическими параметрами, числом и взаимным расположением пролетов. Эти факторы, как отмечалось, зависят от технологии производства, характера выпускаемой продукции, производительности преприятия, требований санитарных норм и пр.
Ниже рассмотрены те компоненты, из которых складываются объемно-планировочные параметры пролетов (ширина, высота и шаг колонн). Ширину пролета L - расстояние между продольными разбивочными осями - увязывают с пролетом мостового крана LK и расстоянием К между осью рельса подкранового пути и разбивочной осью, которые определены ГОСТом (рис. 4.3). Размер К принимают: 750 мм - при кранах Q < 50 т; 1000 мм (и более, кратно 250 мм) - при кранах Q > 50 т, а также при устройстве в надкрановой части колонн прохода для обслуживания подкрановых путей. При железобетонных колоннах проходы вдоль подкрановых путей чаще располагают рядом с колоннами.
В размер привязки подкранового пути входит зазор (не менее 60 мм) между торцовой плоскостью крана и колоннами, а также расстояние между центром катков крана и его торцовой плоскостью, принимаемое от 125 до 500 мм в зависимости от грузоподъемности кранов. Ширину пролетов, не имеющих мостовых кранов, принимают равной расстоянию между разбивочными осями. Минимально допустимая ширина пролетов, определяемая только условиями технологии производства (габариты и характер оборудования, система его расстановки, ширина проездов и др.), не всегда экономически целесообразна.
При выборе ширины пролетов следует учитывать также тенденции развития данной отрасли промышленности, оптимальные возможности изготовления и монтажа конструкций покрытий зданий, грузоподъемность внутрицехового транспорта и т.д.
Шаг колонн (расстояние между поперечными разбивочными осями) выбирают с учетом габаритов и способа расстановки технологического оборудования, размеров выпускаемых изделий, вида внутрицеховых подъемно-транспортных средств и других факторов. Так, при крупногабаритном оборудовании и больших изделиях шаг колонн назначают возможно большим, обеспечивая помещениям технологическую гибкость.
Увеличение шага колонн в большинстве случаев повышает эффективность использования производственных площадей, но усложняет конструкции покрытия и подкрановых путей здания. Поэтому размер шага колонн всегда обосновывают технико-экономическим расчетом. Наиболее распространены шаги колонн 6 и 12 м.
Высота пролетов (расстояние от уровня пола до низа несущих конструкций покрытия) в основном зависит от технологических и санитарно-гигиенических требований. Складывается она в пролетах с мостовыми кранами из расстояния от уровня пола до верха кранового рельса н, и расстояния от рельса до низа несущих конструкций покрытия h3.
Высоту пролета предварительно определяют суммированием следующих параметров: высоты наибольшего технологического оборудования (при небольших его размерах принимают а > 2,3 м); просвета между верхом наибольшего оборудования и низом перемещаемого груза, поднятого в верхнее положение (б > 0,5 м); высоты перемещаемых грузов в транспортном положении (в); расстояния от верха транспортируемого изделия до центра крюка (г> 1 м); расстояния от центра крюка до головки рельса (зависящего от Q крана и принимаемого д = 0,05...4,8 м); высоты крана (А = 0,5...5,9 м); просвета между верхом крана и низом несущих конструкций покрытия (е > 0,2 м). (> больше или равно во всех случаях)
Определение высоты бескрановых пролетов или с подвесным транспортом не вызывает затруднений. Следует подчеркнуть, что из- за одного какого-либо технологического агрегата, превышающего по высоте остальное оборудование, нецелесообразно увеличивать высоту всего пролета. В таких случаях иногда решают заглубить высокий агрегат или делают над ним надстройку.
Длину пролетов определяют графическим способом - путем расстановки макетов технологического оборудования с соблюдением ширины проездов и проходов или аналитическим способом - делением общей площади цеха, подсчитанной с учетом мощности предприятия, на принятую ширину (как сумму ширины всех пролетов).
Наметив основные размеры пролетов, их подчиняют требованиям унификации.
Одноэтажные здания, как правило, проектируют с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. По требованиям технологии допускается проектировать здания с пролетами взаимно перпендикулярного направления и разной унифицированной ширины.
При разной высоте параллельных пролетов перепады высот рекомендуется совмещать продольными температурными щвами, а величину понижения принимать 1,2м и более.
При назначении размеров зданий должны быть соблюдены санитарные нормы, предусматривающие на каждого рабочего не менее 15 м3 объёма и не менее 4,5м2 площади помещения.
В настоящее время при определении основных параметров зданий используют компьютерное моделирование. Компьютерное моделирование позволяет значительно сократить трудоемкость процесса проектирования, располагает более широкими возможностями варьирования, наглядности и получения на любой стадии нужных чертежей и изображений.
Предыдущая45678910111213141516171819СледующаяДата добавления: 2015-01-13; просмотров: 17597; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Разбивочные оси – это взаимно перпендикулярные прямые линии, наносимые на план здания и образующие прямоугольную координатную сетку, называемую разбивочной сеткой.
Разбив оси для удобства ориентировки при проектировании зданий, строительства, размещения оборудования. К осям производится привязка конструкций здания, пристроек, фундаментов.
Центры средних колонн здания совпадают с точками пересечения разбивочных осей. Оси крайних колонн могут быть смещены от разбивочных осей. Величины этого смещения зависят от размеров привязки.
Продольные разбивочные оси совпадают с направлением пролетов здания (рядами) и обычно обозначаются прописными буквами, а перпендикулярные к ним поперечные оси – цифрами.
Расстояния между поперечно разбивочными осями унифицированы и в соответствии с единой модульной системой (ЕМС) приняты для одноэтажных промышленных зданий равными 6 м и для многоэтажных 3 м.
Пролет – часть здания, ограниченная двумя смежными рядами колонн.
Шаг колонн – расстояние между осями двух смежных колонн одного ряда. Шаг колонн по средним и крайним рядам у производственных зданий 6 или 12 м. С целью удобства планировки рекомендуется шаг колонн для средних рядов принимать равными 12 м. При необходимости большего шага его назначают кратным 6 м.
Сетка колонн – это произведение ширины пролета на шаг колонн средних рядов в метрах. Например, 24×12 м; 18×12 м; 18×6 м.
Ширина пролета L – расстояние между двумя смежными продольными разбивочными осями, проходящими через колонны, образующие пролет. Возможная ширина пролета:
При необходимости более широких пролетов их следует принимать кратными 6 м. Ширина пролетов многоэтажных зданий 6 и 9 м.
Согласно стандарту ширины пролета здания находится в установленной закономерности от пролета мостового крана Zк. Yк – расстояние между вертикальными осями подкрановых рельсов. Расчетную ширину пролета здания определяют по формуле :
L = Lк + 2lз,
где lз – расстояние от оси колонны до вертикальной оси подкранового рельса. Это расстояние установлено ГОСТом 6711 – 81 в зависимости от грузоподъемности кранов.
Наиболее часто встречающаяся ширина пролета цехов 12, 18, 24, 30 и 36 м.
Высота пролета – расстояние от поверхности нижнего пола до низа несущих конструкций. Высота пролета зависит от следующих факторов:
Общая высота здания Н от уровня пола до нижней части несущей конструкции покрытия складывается от расстояния Н1 от уровня пола до заготовки подкранового рельса и расстояния h от головки рельса до нижней части перекрытия (зависит от конструкции крана):
Н = Н1 + h,
Величина Н1 складывается из ряда слагаемых :
Н1 = b + c + d + e + f,
где b – высота наиболее высокой машины в пролете (если оборудование низкое, то этот размер принимают >= 2,3 м, то есть выше человеческого роста); с – зазор между транспортируемым изделием, поднятым в крайнее верхнее положение, и верхним габаритом наиболее высокой машины (обычно >= 0,4 – 0,5 м); d – высота наибольшего изделия в положении транспортирования ; e – расстояние от верхней кромки наибольшего транспортируемого изделия до центра крюка крана, необходимое для захвата изделия (обычно >=1м),
f – расстояние от предельного верхнего положения крюка до уровня головки рельса.
Величина h складывается из габаритной высоты крана (А) установленной в зависимости от грузоподъемности, и расстояния m между верхней точкой крана и нижней точкой конструкции (m >= 100мм).
Минимальная высота здания цеха 3 м. Высота пролетов одноэтажного производственного здания принимается различной в зависимости от наличия в них мостовых кранов или отсутствия (бескрановый пролет).
пролёт здания — Часть объёма здания, ограниченная условными вертикальными плоскостями, проходящими через две соседние продольные модульные разбивочные оси [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания,… … Справочник технического переводчика
пролёт — ПРОЛЁТ, а, муж. 1. Свободное открытое пространство между чем н. П. между скал. 2. Расстояние между соседними опорами, поддерживающими перекрытия зданий, сооружений. П. моста (между двумя опорами). 3. То же, что перегон (во 2 знач.). 4. Свободное… … Толковый словарь Ожегова
Пролёт — … Википедия
Пролёт — в зданиях и сооружениях, расстояние между соседними опорами горизонтальных конструктивных элементов зданий и сооружений (например, между колоннами, на которые опирается ферма покрытия здания, между опорами, несущими Пролётное строение… … Большая советская энциклопедия
пролёт — 1) а, м. Действие по глаг. пролететь пролетать 1 (в 1 знач.). Пролет самолета. || Передвижение птиц во время сезонного перелета. Наступил валовой пролет, когда за час можно набить полный ягдташ дичи. Арамилев, Трубач. Я любовался пролетом крупных … Малый академический словарь
Промышленные здания — производственные здания промышленных предприятий, здания, предназначенные для размещения промышленных производств и обеспечивающие необходимые условия для труда людей и эксплуатации технологического оборудования. Как… … Большая советская энциклопедия
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ — производственные здания промышленных предприятий, здания, предназнач. для нужд пром сти, транспорта, энергетики; обеспечивают норм. условия труда людей и работу установл. оборудования. По назначению подразделяются на производств. (осн. цехи… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Мон-Сен-Мишель — остров крепость Мон Сен Мишель Mont Saint Michel … Википедия
ВИСЯЧИЕ КОНСТРУКЦИИ — строит. конструкции, в к рых осн. несущие элементы, перекрывающие пролёт здания или сооружения, испытывают только растяжение. Для В. к. используют тросы, канаты, круглый прокат, мембраны и т. п. Применение совр. высокопрочных материалов (стальная … Большой энциклопедический политехнический словарь
АРХИТЕКТУРА учебно-воспитательных учреждений — здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств. среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. функциональные и техн. начала в А. должны соответствовать возрастным… … Российская педагогическая энциклопедия
Разбивочные оси (рис. IV. 6)—это взаимно перпендикулярные прямые линии, наносимые на план здания и образующие прямоугольную координатную сетку, называемую разбивочной сеткой. Центры средних колонн здания совпадают с точками пересечения разбивочных осей. Оси крайних колонн могут быть смещены от разбивочных осей. Величина этого смещения зависит от размеров привязки (см. ниже). Продольные разбивочные оси совпадают с направлением пролетов здания (рядами) и обычно обозначаются прописными буквами, а перпендикулярные к ним поперечные оси — цифрами. Расстояния между разбивочными осями унифицированы и в соответствии с ЕМС приняты для одноэтажных промышленных зданий равными 6 м и для многоэтажных 3 м. Разбивочная сетка обеспечивает наиболее простую и удобную ориентировку при проектировании здания, размещений в нем технологического оборудования и строительстве. к разбивочным осям производится привязка конструкций здания, пристроек, фундаментов под оборудование и пр.
Продет—часть здания, ограниченная двумя смежными рядами колонн. Ширина пролета L — расстояние между двумя смежными продольными разбивочными осями, проходящими через колонны, образующими пролет*. Ширина пролетов для одноэтажных производственных зданий, не оборудованных мостовыми кранами—12, 18 или 24 м, а оборудованных мостовыми кранами—18, 24 или 30 м. При необходимости более широких пролетов их следует принимать кратными 6 м.
Ширина пролетов многоэтажных зданий 6 и 9 м, а при необходимости большей ширины она должна быть кратной 3 м.
Шаг колонн — расстояние между осями двух смежных колонн одного ряда. Для колонн крайних рядов, кроме угловых, шаг колонн В равен расстоянию между двумя смежными разбивочными осями. Для колонн средних рядов шаг колонн В1 такой же или кратен (больше) В, а для угловых колонн меньше на размер- привязки. Шаг колонн по средним и крайним рядам у производственных зданий б или 12 м. С целью удобства планировки технологического оборудования для средних рядов рекомендуется шаг колонн принимать равным 12 м. При необходимости большего шага колонн его назначают кратным 6 м.
Сетка колонн — это произведение ширины пролета на шаг колонн средних рядов в метрах, например 24X12 М; 18X12 м; 18X6 м И т. д. Для многоэтажных производственных зданий при нормативных нагрузках б; 10; 15 кН/м2 сетку колойн Надлежит Принимать равной 6X6 или 9X6 м, причем для нагрузок менее 10 кН/м2 предпочтительно 9X6 м. При нормативных нагрузках 20 и 23 кН/м2 сетка колонн должна составлять 6X6 м.
Этаж — часть здания по высоте, ограниченная полом и перекрытием или полом и покрытием. Этаж считается единым, если отметки пола этажа отличаются менее чем на 1,5 м. Подвальный эта ж— этаж, йод которого находится ниже планировочной отметки земли более чем на половину этого этажа. Цокольный, или полуподвальный, этаж — этаж, пол Которого находится Ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты этого этажа. Надземный этаж — этаж, пол которого находится выше планировочной отметки земли. При Неодинаковых отметках земли, примыкающей к зданию, а также при различных отметках пола этажа каждый участок этажа, по-разному заглубленный относительно планировочной отметки земли, следует классифицировать согласно вышеприведенным определениям отдельно. При этом определения «цокольный» или «надземный» распространяются на весь этаж или на весь рассматриваемый участок, если не менее 70% площади этажа или участка соответствует приведенным определениям.
Этажность здания определяется включением в число этажей кроме надземных также подвального и цокольного, если не менее чем на половине площади подвального или цокольного этажей верх их перекрытий возвышается над планировочной отметкой земли на 2 м и более. Многоэтажным называется здание, имеющее два или более, этажей.
Высота помещения — расстояние от пола до плоскости потолка (в том числе подвесного). За плоскость потолка при этом принимается низ гладких плит, панелей, настилов, подшивки или штукатурки, а при ребристых перекрытиях или покрытиях — низ основных ребер сборных плит или второстепенных балок; высота выступающих из плоскости потолка основных конструкций, несущих покрытие или перекрытие (ферм, главных балок, ригелей и т. п.)* не учитывается.
Таблица IV.1
Высота пролетов Н одноэтажного производственного здания, м
Ширина пролета L, м | Бескрановый пролет | Пролёт с мостовым краном |
12 18 18; 24 18; 24; 30 24; 30 | 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6 4,8 5,4; 6; 7,2; 8,4; 9,6; 10,8; 12,6 | 8,4; 9,6; 10,8 12,6; 14,4 16,2; 18 |
Высота помещения — расстояние от пола до плоскости потолка (в том числе подвесного). За плоскость потолка при этом принимается низ гладких плит, панелей, настилов, подшивки или штукатурки, а при ребристых перекрытиях или покрытиях — низ основных ребер сборных плит или второстепенных балок; высота выступающих из плоскости потолка основных конструкций, несущих покрытие или перекрытие (ферм, главных балок, ригелей и т. п.)* не учитывается.
Высота пролета одноэтажного производственного здания — расстояние Я (см. рис. IV. 2) от уровня пола до низа несущей конструкции покрытия. Высота до верха крановой консоли— расстояние h от уровня пола до отметки крановой консоли. Высота до подкранового пути — расстояние h2 от уровня пола до верха головки рельса подкранового пути.
Высоты этажей одноэтажных производственных зданий (от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре) и многоэтажных зданий назначаются кратными 0,6 м, но не менее 3 м. При разработке конкретных проектов высоты зданий надлежит принимать в соответствии с основными положениями по унификации СН 223—62 (табл. 1V.1 и 1V.2) и габаритными схемами унифицированных типовых секций (см; § 23); Высоты одноэтажных производственных зданий с несущими наружными и внутренними стенами или столбами из кирпича и других штучных местных строительных материалов разрешается принимать кратными 0,3 м.
Высота производственных помещений от пола до низа выступающих конструкций перекрытия (покрытия) должна быть не менее 2,2 м. Высота помещений от пола до низа выступающих частей коммуникаций, оборудования, галерей, площадок и пр. в местах регулярного прохода людей не может быть меньше 2 м, а в местах нерегулярного прохода людей — меньше 1,8 м.
Таблица 1V.2
Высота до верха крановой консоли одноэтажного производственного здания
Высота до верха | крановой консоли | |||
Ширина пролета L, и | Высота пролета H. м | Грузоподъемность мостового крана, т | h, м, при шаге колонн | |
6м | 12 м | |||
18; 24 | 8,4 | 10 | 5,2 | 4,6 |
18; 24 | 9,6 | 10; 20 | 5,8 | 5,4 |
18; 24 | 10,8 | 10; 20 | 7 | 6,6 |
18; 24; 30 | 12,6 | 10; 20; 30 | 8,5 | 8,1 |
18; 24; 30 | 14,4 | 10; 20; 30 | 10,3 | 9,9 |
24; 30 | 16,2 | 30; 50 | 11,5 | 11,1 |
24; 30 | 18 | 30; 50 | 13,3 | 12,9 |
Высота внутрицеховых производственных проездов должна быть соответственно не меньше 3,6 м, а если проезд не предназначен для движения автотранспорта, то не меньше 2,4 м.
Высота подвальных и цокольных этажей производственных зданий устанавливается в зависимости от их назначения. Подвальные этажи цехов листовой штамповки, служащие фундаментами для прессов, проектируют высотой 6 м. Высоту подвальных этажей складских помещений принимают не менее 2,2 м. В подвальных этажах разрешается устройство бытовых помещений, если эти этажи необходимы для осуществления технологического процесса или при реконструкции действующего предприятия. Цокольные этажи допустимо использовать как для бытовых, так и для служебных помещений при условии обеспечения естественного освещения и надлежащего обмена воздуха.
Расположение производственных помещений в подвальных и цокольных этажах на участках с недостаточным по биологическому действию освещением (коэффициент естественной освещенности менее 0,1%) разрешается при наличии постоянных рабочих мест лишь в тех случаях, когда это необходимо по технологическим условиям и для этого имеется специальное обоснование (см. СН 245—71).
Высота этажей служебно-бытового (побутового)здания назначается равной 3,3 м. В отдельных случаях допускается принимать ее равной 4,2 м. Если служебно-бытовые помещения устраиваются в производственном здании, например, на антресолях, то разрешается высоту этих помещений принимать от пола до потолка не менее 3 м и до низа выступающих конструкций не менее 2,5 м.
Осадочный шовпредусматривают у здания, если оно расположено на неоднородных грунтах с разной несущей способностью. При таком расположении здание может дать неравномерную осадку, которая вызовет перекосы и образование трещин. Чтобы этого не произошло, на границе неодинаковых грунтов у здания делают осадочный шов, который разрезает здание на несвязанные между собой части и таким образом каждая из этих частей получает возможность вертикально смещаться независимо одна от другой. Неравномерная осадка может произойти и на однородном грунте, когда нагрузка от разных частей здания на грунт резко отличается, например, при большом перепаде высот между частями здания. В этом случае также необходимо иметь осадочный шов, ибо при отсутствии шва последствия будут такими же, как и при неоднородном грунте.
Температурный шовпредотвращает возникновение температурных напряжений, обусловленных колебаниями температуры наружного воздуха в конструкциях зданий большой протяженности. Температурные напряжения могут привести к деформации конструкций и появлению в здании трещин. Температурные швы допускают свободное горизонтальное смещение смежных частей здания. Они могут быть продольными и поперечными. Температурные швы должны совмещаться с границами унифицированных типовых секций, с перепадами высот, а если в здании есть осадочные швы, то с ними.
Нагрузки на элементы здания и его конструкции делятся на постоянные и временные нагрузки, а также воздействия. К постоянным, например, относится собственная масса, Согласно СНиП И-6—74 временные нагрузки и воздействия разделяются на длительно действующие, например масса стационарного оборудования,, которое при перепланировке может быть удалено или переставлено; кратковременно действующие, например масса подвижного подъемнотраспортного оборудования, ветровые, снеговые; и наконец, особые, возникающие в исключительных случаях, например сейсмические или аварийные.
Нагрузки и воздействия могут быть статическими и динамическими. К числу статических относится собственная масса конструкций здания, масса неработающего технологического и подъемно-транспортного оборудования, масса производственных материалов, деталей и т. д. Динамические возникают при работе технологического и подьемнотранспортного оборудования, например молотов или при резком торможении мостовых кранов.
Здание и все его конструкции должны противостоять, не разрушаясь, не деформируясь и не теряя устойчивости в процессе монтажа и эксплуатации, действующим на него силам (нагрузкам, воздействиям).
Установлены нормативные и расчетные нагрузки. Нормативные нагрузки дают значения, которые допустимы для определенной конструкции при эксплуатации в нормальных условиях. Расчетные нагрузки выше нормативных, ибо учитывают возможные перегрузки при неблагоприятных условиях эксплуатации. В целях внедрения при проектировании и строительстве зданий индустриальных конструкций и деталей, нормативные и расчетные нагрузки унифицированы с различными градациями, в зависимости от назначения конструкции и требований к ее несущей способности.
Марка бетона
|
Класс бетона по прочности на сжатие
|
Цена ( руб/куб)
|
B-7,5
|
2950
|
|
B-12,5
|
3100
|
|
B-15
|
3200
|
|
B-20
|
3400
|
|
B-22.5
|
3700
|
|
B-25
|
4000
|